С завидным постоянством появляются новые способы повышения продуктивности – основной проблемы нашего времени. Один из них – бинауральная музыка. Правда, что она помогает работать лучше, и какие еще есть действенные методы, чтобы успевать больше, рассказывает медицинский психолог Центра ментального здоровья Дарья Савельева.
– Бинауральная музыка действительно повышает продуктивность?
– Бинауральную музыку или звуки часто используют для улучшения концентрации внимания, чтобы помочь себе расслабиться и повысить продуктивность. Она работает за счет создания определенной акустической среды и позволяет не терять фокус на задаче, не переключаться на другие дела. Но важно подчеркнуть, что ее эффективность может быть различной. Если одному она действительно помогает, то другому, наоборот, лишь добавляет дискомфорт и отвлекает.
Попробуйте поработать с этой музыкой или звуками, а затем оценить эффект. Если после 3–4 попыток вы понимаете, что это не ваше, необязательно принуждать себя использовать этот метод. Есть и другие способы повышения продуктивности.
– Если человек все делает медленно, а когда начинает торопиться, совершает ошибки. Можно ли научиться ускоряться?
– Действительно, как правило, мы выполняем задачи в том темпе, к которому привыкли. Ошибки, совершенные при поспешности, могут быть связаны с нашим процессом внимания – когда мы спешим, мы часто теряем фокус, суетимся, напрягаемся и волнуемся. Научиться ускоряться действительно можно. Однако важно помнить, что формирование любого навыка, в том числе ускорения своих действий, происходит не сразу. Нужна и практика, и терпение к себе, излишняя строгость скорее будет тормозить. Важно принимать и признавать свои ошибки, неудачи – проще и легче всегда становится с опытом.
– Как можно облегчить и ускорить процесс выполнения дел?
– Разделение задач на части. Когда предстоит большая работа, она ощущается неподъемной и сложной, и это может пугать, особенно если ставить перед собой условие сделать ее как можно скорее. Если же из большой работы сделать несколько маленьких – по этапам, по шагам, она выполняется быстрее и кажется нам проще.
Регулярная практика и рефлексия. С одной стороны, чем чаще мы выполняем ту или иную задачу, тем быстрее и легче она нам дается. Когда-то и донести ложку до рта было непосильной задачей, а сейчас мы делаем это на автомате. Рефлексия собственных ошибок в процессе действия – это анализ причин их возникновения, причин задержек и обдумывание, без обвинений, какое решение можно найти, чтобы эту ошибку исправить.
Временные рамки. Когда мы непрерывно занимаемся одной и той же задачей, мы начинаем уставать. И порой кажется, что, если отвлечься, только зря потратишь время. Напротив, небольшие тайм-ауты помогут не перегружаться и снижать напряжение перед выполнением задачи.
– Тайм-менеджменту посвящено много книг, все прочитать нереально. Есть какие-то главные, но работающие правила – как успевать больше?
– Правило №1 – определение приоритетов. Не все задачи одинаково важны. Нужно определять главные и выполнять их в первую очередь. Здесь может помочь такой метод, как матрица Эйзенхауэра – распределение задач важные/неважные и срочные/несрочные.
Правило № 2 – планирование дня заранее. Составление списка задач на следующий день или неделю, даже если часть задач и не будет выполнена, повысит продуктивность.
Правило № 3 – конкретное время для конкретной задачи.
Правило № 4 – регулярные перерывы: короткие паузы повышают продуктивность и помогают сохранять фокус.
– Многие живут по принципу: «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Но самому все не успеть, как начать делегировать?
– Делегировать задачи важно, поскольку силы и энергия у нас не бесконечны. Часто мы стремимся сделать все сами из страха потерять контроль над ситуацией, получить результат хуже, чем хотелось бы. Здесь можно дать такие рекомендации по самопомощи.
Определите задачи, которые не требуют именно вашей компетенции или личного подхода, чтобы результат был качественным. Именно такие задачи можно передавать другим.
Для делегирования выбирайте человека, которому доверяете и который способен выполнить задачу.Вспомните, где этот человек справлялся с похожими задачами самостоятельно и результат был качественным.
Развивайте в себе способность доверять. Важно не только передать задачу, но и дать человеку свободу в ее выполнении, не создавать лишний контроль, не снижать мотивацию человека.
Постепенно увеличивайте объем делегируемых задач, чтобы привыкнуть больше доверять и освободить время для важных дел. Позже можно будет объем снова снизить, чтобы комфортно было и вам, и тем, кому вы делегируете дела.
Автор: Наталья Епифанова
Имеются противопоказания. Посоветуйтесь со специалистом. 12+